Понедельник, 29.04.2024, 15:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя физики Семёновой С. А.

Категории раздела
Наш опрос
Как вы относитесь к физике?
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Шахматы как инструмент успешной социализации школьников

Полный текст статьи

ШАХМАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Семенов Альберт Родионович, учитель математики и информатики, руководитель Центра «Точка роста» при МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2», semjonovalbert@rambler.ru

Семенова Светлана Александровна, учитель физики, педагог Центра «Точка роста» при МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2», semjonovasa@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается направление деятельности шахматной зоны Центра «Точка роста», рассматриваются теоретические и практические аспекты работы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Ключевые слова: Точка роста, шахматы, дополнительное образование, деятельностный подход, социализация, комплексное развитие ребенка.

 

В рамках нацпроекта «Образование» в сельской местности и малых городах открываются центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Открыт такой Центр и в МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2».

Целью деятельности Центра «Точка роста» является создание условий для внедрения на всех уровнях образования современных методов обучения и воспитания, образовательных технологий, которые обеспечивали бы освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей. Остановимся на работе  шахматной зоны Центра «Точка роста».

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит динамический характер, то ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им легко и успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе.

Среди проблем, связанных с социализацией, особое внимание исследователей  в последние годы привлекает вопрос социальной адаптации. Социализация, это процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, группах,   самоутверждения и выполнения социальных ролей.

Работа Центра направлена на решение данной проблемы. Для этого внедряется разработанная в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа «Шахматы». Она составлена на основе факультативного  курса «Шахматы в школе» И. Г. Суханова,  рекомендованного как программа обучения шахматам в школе. Для реализации программы на базе шахматной зоны Центра «Точка роста» функционирует кружок «Шахматы». Так же проводятся индивидуальные занятия и консультации с детьми, желающими научиться играть в шахматы.

Цель программы – развитие интеллектуальных способностей учащихся, через занятие  игрой  в шахматы прививать любовь к творчеству и самостоятельному мышлению.

Актуальность данной программы, определена особенностями современного общества. Современная образовательная система школы, находится в поисках моделей обучения, способствующих развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта».

Нам приходится работать с подростками. А в возрасте 11-15 лет особо актуальной и острой становится проблема социализации, поскольку меняются ценностные ориентиры детей, авторитет взрослых уходит на второй план,  значимым для подростка становится мнение сверстников, а это в свою очередь ведет к изменению самооценки и отношения к окружающему миру, обществу.

Возможным решением проблемы  социальной адаптации детей выступает игра в шахматы. Именно в процессе шахматной партии у детей формируется собственное мнение, индивидуальное восприятие окружения. Школьники получают практические навыки, необходимые для жизни в обществе, развивают свою коммуникативную культуру, общаясь в коллективе сверстников, а, следовательно, учатся сотрудничеству и сотворчеству.

Итак, шахматы – это  действенное средство интеллектуального развития и социальной адаптации детей. По этой причине, ведущим направлением шахматной зоны Центра «Точка роста» является становление гармонически развитой, социально ориентированной и социально адаптированной   личности, способной успешно развиваться и реализовываться в современном быстро меняющемся и прогрессирующем обществе.

Обучение шахматам оказывает большое влияние как на развитие  интеллектуальных способностей ребенка, так и формирование его  характера. Каждая шахматная партия требует дисциплинированности и собранности, постоянного самоконтроля, учит ответственности за сделанный во время игры ход, который невозможно отменить или переиграть. Воспитывается сознательность.

Любая шахматная баталия состоит в необходимости сочетания смелости и решительности с ответственностью и осторожностью, и соревнование неизбежно становятся серьёзным психологическим испытанием для ребенка: ведь совершенно невозможно предсказать, кто будет твоим противником в следующей партии. Поэтому психологически ребенок должен быть готов к предстоящим трудностям.

Ожидание борьбы с трудным соперником, которого иногда даже не видишь как в онлайн – турнирах, или же присутствие рядом соперников и болельщиков – все это вносит коррективы в сознание игроков. Сама игра, наполненная переживаниями, сильными тактическими ходами, вероятными ошибками,  осознание ответственности за конечный результат - все это воспитывается в детях в процессе шахматной партии.

Игра в шахматы подразумевает умение проявлять выдержку, стойкость самообладание и упорство в трудных и непредвиденных ситуациях, преодоление как робости, боязни, каких-то отрицательных эмоций, так и преждевременная радость от успеха, которая расслабляет и лишает объективности.

      Важно заметить, что обучение шахматам развивает объективность в отношении к ситуации и самокритичность. Каждая шахматная позиция несет свою объективную оценку, не зависящую от уровня мастерства, воли или желания любого из игроков. А вот успех шахматиста как раз зависит от того, насколько его субъективная, эмоциональная оценка каждой возникающей позиции будет близка к объективной, реальной.

Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы создать условия для активизации мыслительной деятельности каждого обучающегося. Для этого на занятиях используются различные  виды заданий. Например, хорошо зарекомендовал себя метод создания проблемной ситуации – детям предлагаем решить шахматную задачу, затем организуем   коллективное обсуждение возможных подходов по решению предложенной задачи. Воспитанники, основываясь на имеющемся опыте и знаниях, предлагают различные варианты решения задачи, обобщают ранее полученные знания, выявляют причины сложившейся шахматной ситуации, объясняют их происхождение и выбирают наиболее рациональный путь решения. Такие упражнения - задания развивают культуру, дисциплину и логику юных шахматистов.

Главным средством самосовершенствования является для ребенка анализ собственных  партий.  Рост шахматиста без критического осмысления своей работы невозможен. Выявление  ошибок постепенно приводит к пониманию того, с чем они могли быть связаны и как их избежать в будущем. Важным же средством самовоспитания выступает тщательный разбор всех сыгранных партий при условии, что он сопровождается критическим самоанализом.

Занятия по  шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают подросткам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. Эти качества проявляются, например, во время школьных, районных, республиканских турниров. Это могут быть как очные турниры, так и онлайн-соревнования. В любом случае от игрока требуется проявить себя, свои морально-волевые качества в не зависимости от результата игры.

Наверно, нет такого шахматиста, который не хотел бы принять участие в турнире более высокого уровня. Поэтому каждый старается проявить особые таланты, добиться успеха. С этой целью на базе Центра «Точка роста» проводятся школьные турниры с учетом возрастных особенностей – командный зачет, личное первенство. Лучшие игроки представляют школу в составе команды на районных соревнованиях. Помогают работе Центра и Интернет-платформы. Так воспитанники Центра регистрируются на платформе lichess.org, благодаря которой имеют возможность как просто поиграть со сверстниками, так и проверить свои силы, участвуя в турнирах. Учащиеся нашей школы приняли активное участие в онлайн-турнире,  организованном Центром «Точка роста» при МОУ «Школа №3 п. Советский», в котором воспитанница Центра Семенова Дарья стала призером соревнования.

Таким образом, отмечаем, что занятия шахматами – это процесс широкого действия: он формирует личность ребенка в интеллектуальном, эмоциональном и социальном направлении; способствует скорейшей адаптации его к новым реалиям жизни. Обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и других людей. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и способствует сотрудничеству с людьми в разнообразных ситуациях. Особенности шахматной игры позволяют вырастить думающего и анализирующего человека, настоящего гражданина своей страны.

Литература

  1. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов/ Под науч. ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс; Издательский дом РАО, 2003.
  2. Федеральный государственный стандарт. 2014
Категория: Мои статьи | Добавил: Мудрейшая (24.07.2021)
Просмотров: 113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz